Физическое развитие ребенка в раннем возрасте (от года до трех лет)
Физическое развитие ребенка в раннем возрасте (от года до трех лет)
На втором и третьем годах жизни сохраняется достаточно быстрый темп физического развития ребенка. Это проявляется в интенсивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значительном, как в год. Также активно совершенствуются двигательные навыки. В этом возрастном периоде продолжаются занятия плаванием и закаливанием, начатые в младенчестве.
На втором и третьем годах жизни сохраняется достаточно быстрый темп физического развития ребенка. Это проявляется в интенсивном росте и увеличении массы тела, хотя и не таком значительном, как в год. Также активно совершенствуются двигательные навыки. В этом возрастном периоде продолжаются занятия плаванием и закаливанием, начатые в младенчестве.
В год малыш уже ходит без поддержки, испытывая некоторые затруднения при поворотах в движении; может шагать на месте; может подпрыгивать на месте с поддержкой за обе руки; катит мяч к цели; его бег больше похож на быструю ходьбу; есть навык бросания мяча двумя руками без задачи попасть в цель.
В 1 год и 3 месяца он перешагивает через палку, лежащую на полу или узкий порожек; поднимается по ступенькам с поддержкой взрослого; забирается на маленькую горку и подлезает под нее или под стул; может пройти по ровной доске, лежащей на полу (или по начерченной на полу широкой линии); бросает мяч двумя руками в цель на полу перед собой.
В 1 год и 6 месяцев наблюдается устойчивая ходьба при перемене направления движения и при перемещении по неровной поверхности; малыш может ходить по гимнастической скамейке с поддержкой взрослого; бросает мяч двумя руками в цель перед собой на уровне глаз.
В 2 года ребенок может подолгу ходить, не присаживаясь; приседает, наклоняется, поворачивается, пятится; ходит по наклонной доске без поддержки и по гимнастической скамейке с предметом в руках; бросает мяч в цель попеременно левой и правой рукой.
К 3 году перепрыгивает через палку; подпрыгивает на одной ноге; спрыгивает с возвышения; хорошо бегает; ходит по бревну без поддержки (но со страховкой со стороны взрослого); может залезть по вертикальной лестнице; уверенно ловит мяч двумя руками.
Домашние занятия по физическому развитию ребенка раннего возраста организуют в игровой форме, в режимных и бытовых моментах, на прогулке. Во время занятия взрослый предлагает посильные ребенку упражнения следующих видов:
• общеразвивающие (поднимание и опускание рук с предметами в них и без, подтягивания, наклоны, приседания);
• строевые (свободная ходьба, ходьба на месте, ходьба по разметке);
• упражнения в балансировании (ходьба по скамейке и бревну, стойка и прыжок на одной ноге);
• прикладные (бег, метание и ловля, лазание, перелезание через препятствие, переползание/подползание).
К трем годам можно вводить в занятия физической культурой некоторые упражнения из акробатической и художественной гимнастики, при условии наличия у родителей специальной подготовки к их проведению или под контролем профессионального тренера.