Художественно-эстетическое развитие ребенка в первый год жизни
Художественно-эстетическое развитие ребенка в первый год жизни
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает развитие у него способности целенаправленно воспринимать и понимать смысл произведения искусства, обладать элементарными представлениями о видах искусства, сопереживать героям художественных произведений, проявлять творческую активность, видеть красоту природы, чувствовать прекрасное в окружающем мире.
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает развитие у него способности целенаправленно воспринимать и понимать смысл произведения искусства, обладать элементарными представлениями о видах искусства, сопереживать героям художественных произведений, проявлять творческую активность, видеть красоту природы, чувствовать прекрасное в окружающем мире.
Конечно, никто не ожидает, что младенец с удовольствием прослушает трехчасовую оперу, станет восхищаться красотой горных вершин или нарисует потрет своей бабушки. Будем честны, далеко не каждому взрослому это под силу. Но это не означает, что в период от рождения до года мы не можем заниматься его художественно-эстетическим развитием. Чем раньше ребенок увидит красоту, чем раньше почувствует ее, тем он будет больше ценить окружающую среду, глубже понимать мир искусства, быстрее проявлять свои творческие способности.
Художественно-эстетическое развитие в дошкольном возрасте включает в себя развитие эстетических чувств (чувство прекрасного, понимание красивого), знакомство с произведениями искусства, конструирование и создание моделей, музыкальную и изобразительную деятельность.
Опрятная одежда ребенка и взрослых, красивые игрушки, яркие картинки в детских книгах, чистота и уют дома, цветы на окнах, хорошее освещение детской комнаты – все это формирует у ребенка небезразличие к окружающей обстановке и своему внешнему виду. Эти чувства и внутренняя потребность жить в красоте и гармонии закладываются с первых месяцев младенчества.
Для малышей до года знакомство с произведениями искусства происходит с помощью родителей и старших родственников через восприятие фольклора. Речь идет не только о колыбельных песнях. Богатство произведений народного творчества позволяет выбрать разные по объему и содержанию потешки, песенки, прибаутки, стишки, которые подходят к любым бытовом ситуациям и режимным моментам. Рассказывать их ребенку можно с самого рождения.
Также рекомендуется включать малышу для прослушивания качественные записи произведений классической музыки на невысокой громкости. Доказано ее благотворное влияние на детей, существует особый терапевтический метод – музыкальная терапия. Начать стоит с произведений Моцарта, Вивальди, Чайковского. Специальные музыкальные подборки для малышей можно найти в интернете. Замечательно, если в доме есть музыкальный инструмент и кто-то из взрослых может сыграть не нем для ребенка.
Простейшее конструирование и создание моделей будет доступно малышу несколько позже, на втором году. Но уже после 8 месяцев можно познакомить его с карандашами, безопасными («съедобными») пальчиковыми красками, соленым тестом, мягкими кубиками. Во втором полугодии малыш переходит к деятельности с предметами и будет изучать инструменты для рисования или конструирования так же, как любые другие предметы и игрушки. Помните, в этом возрасте важен процесс и собственные ощущения, а не результат. Задача родителей – показать свойства инструментов, но не настаивать на строгом подражании: карандаш и краски оставляют след на бумаге, тесто прилипает к рукам и образует форму, мягкие кубики составляют башню.
После 10 месяцев можно предложить порисовать пальчиковыми красками, начиная с больших масштабов: окунать в краску всю ладонь или стопу ребенка, оставлять отпечатки на рулоне обоев (на большой клеенке, на ватмане), разлить краску по поверхности и предложить малышу пройти по ней, вместе рассмотреть получившиеся следы. Можно рисовать мыльной пеной на стене в ванной, пальчиками прокладывая в ней дорожки, чертить палочкой на снегу или на песке (следите, чтобы песок не попал в глаза и рот малыша).
Конечно, некоторые занятия (лепка, рисование) требуют большой уборки после себя, но это не повод отказываться от них. Радость познания мира искусства и активное использование изобразительных средств ведет к увлечению ребенка творчеством, развивает у него не только чувство прекрасного, но и моторику, глазомер, мышление и речь.