Художественно-эстетическое развитие ребенка в возрасте от года до трех лет
Художественно-эстетическое развитие ребенка в возрасте от года до трех лет
С года ребенок способен активно включаться в изобразительную и музыкальную деятельность. К 2 годам он начинает конструировать и создавать модели по подобию. В 3 года самостоятельно «с нуля» создает простые формы из деталей конструктора и может заменять детали другими предметами или игрушками, сам выбирает объект для своего рисунка, может сопровождать самостоятельную игру песенкой или напеванием мелодии.
С года ребенок способен активно включаться в изобразительную и музыкальную деятельность. К 2 годам он начинает конструировать и создавать модели по подобию. В 3 года самостоятельно «с нуля» создает простые формы из деталей конструктора и может заменять детали другими предметами или игрушками, сам выбирает объект для своего рисунка, может сопровождать самостоятельную игру песенкой или напеванием мелодии.
К полутора годам у малыша появляются первые сознательные попытки заниматься изобразительной деятельностью путем рисования. Конечно, выбор холста не всегда устраивает родителей. Неожиданно для них поверхностью, которую украсил рисунок, становится книга, стенка шкафа, бумажные обои, лицо малыша. Не следует ругать ребенка и отбирать инструменты для рисования. Лучше дать ему как можно больше отдельных листов формата не менее А4, ватман, рулон бумаги или доску для рисования и еще раз показать, где, чем и как можно рисовать.
После двух лет рисунки детей усложняются. Каракули приобретают форму, схожую с реальным объектом. Ребенок может уверенно сказать, что или кого он пытался изобразить. В этом возрасте взрослым следует следить за тем, чтобы малыш правильно держал карандаш: тремя пальчиками, не близко к отточенному концу, не сжимая слишком сильно, стараясь не ломать грифель и соблюдать границы листа бумаги.
Основные задачи музыкального воспитания ребенка от 1 года до 3 лет состоят в том, чтобы стимулировать его танцевальную и певческую активность, развивать способность двигаться под музыку, прививать интерес и любовь к музыке, вызывать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
Ребенок уже в год, слушая пение взрослого или аудиозапись детской песни, запоминает ее ритм и несложный текст, пропевает отдельные слоги, слова. Для разучивания в этом возрасте можно использовать народные песни и потешки. К 3 годам ребенок сам поет отдельные фразы и короткие песни целиком.
Подражая взрослым, годовалый малыш начинает ритмично двигаться под музыку, притопывать, прихлопывать, делать полуприседания, может плясать, взявшись за руки со взрослым. После 2 лет ребенку предлагают имитировать в танце повадки животных или природные явления (попрыгай, как зайчик; топай, как медведь; подними ручки над головой и покачай ими, как будто ветер качает деревья). В 3 года начинают обращать внимание ребенка на характер песни или музыкального произведения. В качестве примеров можно вместе слушать колыбельные (протяжные, спокойные), марши (серьезные, уверенные, сильные), плясовые мелодии (веселые, ритмичные).
В 1 год и 6 месяцев ребенка нужно обучать созданию объектов из деталей строительного набора и конструктора (пластмассовые и деревянные кубики, бруски и кирпичики, крупные детали Лего из серии для самых маленьких).
С 2 лет познакомьте ребенка с аппликациями (из обрывков бумаги, ватных дисков, сухих листьев), объясните свойства клея. Для непосредственной работы ребенку лучше предлагать клей-карандаш без токсичных свойств и в таком футляре, который удобно лежит в детской ручке.
К 3 годам продолжайте жизнь рисунка, аппликации, используйте их для развития речи, воображения, усвоения социальных норм и традиций. Например, помогите малышу вместе с вами слепить из пластилина сказочных героев, а затем организуйте пластилиновый театр и проиграйте с ними сцену из сказки. Спросите у ребенка, какой природный материал подходит для имитации туловища животного (желудь, шишка, деревянный чурбачок). Предложите ему не просто творить ради творчества, а создать подарок (открытку, поделку) кому-то из членов семьи или любимой кукле.