О развитии ребенка в возрасте от года до трех лет и детских возрастных кризисах в этот период
О развитии ребенка в возрасте от года до трех лет и детских возрастных кризисах в этот период
В год завершается младенческий возраст ребенка и до трех лет малыш проживает следующий этап – ранний возраст.
В год завершается младенческий возраст ребенка и до трех лет малыш проживает следующий этап – ранний возраст.
Для ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет важны следующие активности и виды деятельности:
• предметная деятельность и игры с составными игрушками (пазлы, вкладыши, мозаика, головоломка, пирамидка, матрешка, конструктор) и динамическими игрушками (машинка, неваляшка, волчок/юла, кугельбан, каталка, стучалка, шагающая заводная игрушка);
• экспериментирование с материалами и веществами для познания их качеств и свойств (жидкость, песок, тесто и другие пластичные массы, бумага, ткань, дерево);
• общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под присмотром взрослого;
• самообслуживание и действия с бытовыми предметами и орудиями (ложка, совок, лопатка, лейка);
• восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
• двигательная активность, игры в воде и плавание, детская гимнастика, пальчиковые игры.
В раннем возрасте ребенок не только продолжает расти и развиваться, но и проходит через два важных кризиса психического развития – кризис первого года и кризис трех лет, каждый из которых может продолжаться несколько недель.
Кризис первого года сопровождается появлением первых слов и навыков ходьбы, сменой приоритетов в еде, избирательным отношением к знакомым и незнакомым взрослым. Также для него характерны такие негативные проявления, как упрямство, агрессивность, капризы, отказ от еды, требование активного внимания родителей, манипулирование с помощью плача.
Поймите, что ребенок не специально ведет себя плохо, он не стремится разозлить вас. Таковы особенности перехода личности на новую ступень развития и физического отделения от матери («сползание с рук», сокращение объемов грудного вскармливания, истинный отказ от груди). Важно поддержать малыша, помочь ему пережить этот период. Будьте снисходительны, исключите физические наказания, поощряйте детскую самостоятельность в разумных пределах, организуйте безопасную среду, переключайте внимание, играйте и развивайте речь ребенка.
Кризис трех лет обычно проявляется еще интенсивнее. Ребенок психологически отделается от родителей, обретая определенную самостоятельность и волю. У ребенка формируется позиция «Я сам», понимание разницы между «хочу» и «должен». Кризис характеризуется негативизмом по отношению к конкретным людям, конфликтами с родителями, упрямством, нежеланием следовать правилам и нормам, своеволием, протестами, истериками, попытками командовать, обесцениванием любимых игрушек и предметов, острой реакцией на неудачу.
Родителям важно быть терпеливыми и помнить, что кризис обязательно завершится. Нужно установить границы дозволенного, донести их до ребенка и четко следовать им (уведомить всех близких о необходимости их соблюдения). Количество запретов должно быть разумным - оставляйте ребенку определенную свободу действий и условия для познания мира. Следует запрещать только то, что навредит его здоровью, вашему или чужому имуществу, либо другим людям или животным.
Взрослым следует понимать, что любой возрастной кризис протекает сложно, но он неизбежен и ведет за собой важные качественные изменения личности и самосознания их ребенка.