Познавательные интересы ребенка дошкольного возраста
Познавательные интересы ребенка дошкольного возраста
Для ребенка на протяжении всего дошкольного детства (с 3 до 7 лет) характерно появление познавательного интереса, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности и желании понять их сущность, найти между ними связи и отношения.
Для ребенка на протяжении всего дошкольного детства (с 3 до 7 лет) характерно появление познавательного интереса, который выражается в стремлении познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности и желании понять их сущность, найти между ними связи и отношения.
В 3-4 года малыш интересуется конкретными предметами и явлениями, выясняет их наименование и определение, расширяя словарный запас и накапливая информацию об окружающем мире. Задача взрослых – обогащать предметную среду вокруг него. Также уместно предлагать ребенку этого возраста игрушки, помогающие развивать воображение и создавать новые объекты (кубики, конструктор, деревянные заготовки, сборно-разборные игрушки-трансформеры).
В 4-5 лет ребенок больше интересуется характеристиками предмета, его внешними признаками, свойствами, функционалом, составляя собственную классификацию объектов материального и нематериального мира. Из игрушек в этом помогут лото, мозаика, логические таблицы и наборы карточек «найди пару», «третий лишний», «собери их все».
В 5-7 лет дошкольник не только выясняет у взрослого определение предмета и его функционал, но и высказывает собственные догадки относительно объекта и просит других людей подтвердить или опровергнуть его предположения. Также в этом возрасте ребенок устанавливает зависимости между предметами и явлениями. Часто фанатично увлекается вопросом, может несколько дней или недель выяснять всю возможную информацию по одной интересующей его теме, собирать тематическую коллекцию предметов или книг. Понять взаимосвязи между объектами ребенку помогут логические игры, головоломки, проведение домашних опытов по физике, химии, ботанике (при участии или под контролем взрослых). Для изучения конкретной предметной области можно использовать игры-ходилки, мемо и настольные игры на тему «Я познаю мир», рассматривать объемные карты, плакаты, инсталляции, создавать модели.
Родителям важно понимать, что ребенок-дошкольник в силу своего возраста активнее, чем раньше, познает окружающий мир, выходит за пределы семьи и квартиры в общественное пространство и коллектив. Развивающей предметной средой для него становятся не только дом, но и придомовая территория (детская площадка, двор, улица), природные объекты (загородный участок, парк, лес, пляж, водоем), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения (спортивные площадки и трассы, стадион, бассейн, спортивные секции), объекты образовательной и культурной сферы (детские библиотеки, музеи, театры, зоопарки, кружки по интересам).
Кроме того, к 7 годам, помимо привычных направлений познавательного развития (развитие восприятия, внимания, ощущения, памяти, мышления и воображения), взрослым следует заниматься экологическим, правовым, экономическим воспитанием дошкольника.