Развитие речи ребенка в первый год жизни
Развитие речи ребенка в первый год жизни
Речь – это не врожденная, а приобретенная способность человека, которая формируется по мере развития ребенка. Нет строгих границ с указанием дня, когда малыш должен произнести первое слово или рассказать первое выученное стихотворение. Но есть научно определенные закономерности речевого развития детей, этапы и примерные ключевые даты, на которые можно ориентироваться родителям, оценивающим речь своего ребенка.
Речь – это не врожденная, а приобретенная способность человека, которая формируется по мере развития ребенка. Нет строгих границ с указанием дня, когда малыш должен произнести первое слово или рассказать первое выученное стихотворение. Но есть научно определенные закономерности речевого развития детей, этапы и примерные ключевые даты, на которые можно ориентироваться родителям, оценивающим речь своего ребенка.
Новорожденный не понимает речь окружающих, но чувствует эмоции взрослого и его отношение к себе. Важно с самых первых дней беседовать с малышом, проговаривать вслух свои действия, делиться чувствами. Нужно пытаться поймать взгляд малыша и установить с ним зрительный контакт. Это привлечет его внимание, обеспечит эмоциональное общение и будет основой вашего диалога в дальнейшем.
От рождения до 2 месяцев младенец издает так называемый крик-плач, который активизирует органы дыхания и речи, а также сообщает о проблемах малыша: от мокрого подгузника до болевых ощущений. Следует насторожиться, если младенец все время молчит или непрерывно и громко кричит. Такое поведение сигнализирует о возможных проблемах со здоровьем и о нем нужно обязательно рассказать педиатру.
К 2 месяцам, услышав голос близкого взрослого, ребенок затихает и прислушивается. Это первый ответ, за которым последуют улыбка, широко раскрытые глазки, оживление при виде взрослого, вскидывание ручек, радостное ерзание в кроватке. Эти реакции в совокупности составляют комплекс оживления.
К концу 2 месяца малыш начинает гулить. Сначала это будут протяжные гласные звуки А, О, У, Э, затем согласные М, Б, П, К, Г и их различные сочетания БМММ, А-БМ, У-ГУ, БУУ. В 4 месяца ребенок еще будет играть с этими звуками, повторять, прислушиваясь к своей речи. Отсутствие гуления должно насторожить взрослых, потому что это обязательный этап развития каждого ребенка.
В 5-6 месяцев появляется лепет. Это речь в форме сочетания повторяющихся гласных и согласных звуков, которые составляют слоговые цепочки, например, МА-МА-МА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ. Кажется, что малыш произносит целый монолог, как будто возмущенно или радостно, меняя темп и силу голоса. К 7 месяцам лепет усложняется, возникают сочетания с разными согласными: ТЛА, ГЛА. На 8 месяце ребенок в своем лепете может подражать интонациям речи взрослого. Постепенно устойчивые сочетания слогов приобретают смысл и закрепляются в качестве лепетных слов. То есть собака может называться «Ав-ав», игрушечная машинка и настоящий грузовик одинаково обозначаются «би-би».
Во втором полугодии взрослым следует не просто разговаривать с ребенком, но и обеспечивать предметное общение с ним. То есть показывать предмет и варианты действий с предметом, одновременно называя сам предмет, его признаки и проговаривая свои действия. Например: «Это мяч. Мяч круглый. Мяч катится (покатать мяч самому и покатать вместе с малышом, проводя его ручкой по мячу)».
В 9 месяцев ребенок понимает привычные вопросы «Где кукла? Где мама?». Также он может адекватно реагировать на простую инструкцию взрослого, особенно если она сопровождается жестом: «Иди ко мне! (зовущий жест рукой)».
В 11 месяцев ребенок может ответить на вопрос утвердительным кивком или отказать, мотая головой и отвернувшись от вопрошающего.
К году или немногим ранее ребенок произносит свое первое слово, чаще всего это простые слова, обозначающие конкретных людей или знакомые действия («Папа», «Дай!»). Следующие слова могут появиться позже первого на целый месяц, это нормально.
Обязательно нужно сообщить педиатру, если годовалый ребенок:
• продолжает общаться со взрослыми с помощью жестов или не общается совсем;
• говорит только лепетные слова («Ки» – кошка, «Ди» – иди, уходи) или не говорит вообще;
• не подчиняется словесной инструкции, не реагирует на речь взрослого или явно не понимает ее смысл;
• не интересуется окружающими предметами и людьми.