Развитие речи ребенка в возрасте от одного года до трех лет
Развитие речи ребенка в возрасте от одного года до трех лет
К первому году большинство детей в норме произносят первые слова. Это одно-два слова, простых по звуко-слоговому составу и соотнесенных с конкретным предметом, человеком, действием: мама, баба, дай. Одно слово первоначально может обозначать несколько объектов («ки» – кошка, миска для кошки, игрушечный котенок, меховой воротник), и определить его значение можно только в контексте ситуации.
К первому году большинство детей в норме произносят первые слова. Это одно-два слова, простых по звуко-слоговому составу и соотнесенных с конкретным предметом, человеком, действием: мама, баба, дай. Одно слово первоначально может обозначать несколько объектов («ки» – кошка, миска для кошки, игрушечный котенок, меховой воротник), и определить его значение можно только в контексте ситуации.
В следующие полгода активный словарь растет небыстро: в 1 год и 3 месяца – 5-6 слов, в 1 год и 6 месяцев – 15-20 слов. При этом ребенок понимает гораздо больше слов и знает названия практически всех предметов привычной окружающей обстановки. Он говорит существительными в именительном падеже в единственном числе. Употребляет некоторые глаголы в повелительном наклонении («Ди!» – иди). Произношение звуков далеко от идеального и это нормально.
К двум годам количество слов, которые произносит малыш, увеличивается до 50, в редких случаях может доходить до 200 слов. Постепенно усваиваются грамматические нормы, фразы состоят из 2-3 слов. Ребенок понимает несложный сюжет картинки с одним героем, любит слушать сказки. Малыш начинает озвучивать свои действия во время игр с игрушками, например, подражает звукам машин или двигателей («би-би», «дуууу»).
После двух лет правильно произносятся гласные А, У, О, И, твердые и мягкие формы согласных К, Г, М, П, Б, Т, Д, Н. Ребенок может пропускать или менять местами некоторые звуки в слове. Пока он плохо различает звуки на слух.
В 2 года и 6 месяцев малыш понимает инструкцию из двух этапов («Сходи в детскую и принеси мячик») и обозначение действий («Покажи на картинке, кто спит?»). Он может продолжить за взрослым короткий стишок или завершить фразу в песне. К двум с половиной годам ребенок должен говорить фразами из 2-3 слов. Если этого не наблюдается, и малыш всегда говорит односложно, то рекомендуется получить консультацию логопеда или детского невропатолога.
К трем годам в активной речи ребенка насчитывается от 250 до 500 слов. Присутствуют местоимения «я», «мое», «ты», простые союзы «на», «под», «в». Малыш знает и называет свое имя, пол, возраст (показывает возраст «на пальчиках»). Употребляет в речи формы множественного числа слов, падежей, понимает значение числительного «один». Строит предложения из 3-4 слов, задает вопросы знакомым взрослым, кратко рассказывает близким о событиях своего дня, помнит сюжеты сказок. Может проявлять стеснение и замкнутость с незнакомыми. Четко произносит все гласные. В речи стабильно присутствуют твердые и мягкие формы согласных В и Ф, а также мягкие С’, З’, Л’. В норме могут отсутствовать, искажаться или заменяться согласные звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р. Продолжается совершенствование звукопроизношения и различения звуков на слух.