Развитие речи ребенка в возрасте от трех лет до семи лет
Развитие речи ребенка в возрасте от трех лет до семи лет
В дошкольном возрасте (3-7 лет) звукопроизношение и различение звуков речи на слух совершенствуются до нормативного уровня, речь становится связной, появляются развернутый монолог и грамотно построенный диалог, формируется внутренняя речь (речь «про себя»).
В дошкольном возрасте (3-7 лет) звукопроизношение и различение звуков речи на слух совершенствуются до нормативного уровня, речь становится связной, появляются развернутый монолог и грамотно построенный диалог, формируется внутренняя речь (речь «про себя»).
После 3 лет дети свободнее общаются, проявляют инициативу в разговоре со знакомыми и незнакомыми людьми, задают много вопросов. Совершенствуется словообразование, ребенок пользуется суффиксами и приставками. Для детей 3-4 лет характерно словотворчество, создание «детских неологизмов» – придуманных слов, составленных по правилам родного языка: «качелиться» – качаться на качелях, «трубист» – тот, кто играет на трубе (по аналогии с «пианист», «гармонист»).
К 4 годам активный словарный запас увеличивается до 1500-2000 слов. Усваиваются категории мужского, женского, среднего рода и единственного и множественного числа существительных. Допустимы единичные ошибки. Например, ребенок верно говорит «у меня маленький стул», «на кухне два стула», но ошибается в окончании «папа подвинул стулы» (вместо «стулья»). Растет число используемых притяжательных местоимений (мой, свой, его, ее, их, наш), притяжательных прилагательных (мамин, собачкин), предлогов (до, после, вместо), союзов (чтобы, сколько, куда), наречий (горячо, вкусно, громко), числительных (от 1 до 5).
Совершенствуется артикуляция, четырехлетний ребенок может правильно произнести знакомое многосложное слово (чемодан, домофон). Он замечает ошибки произношения звуков в собственной речи. Появляются звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р. Однако, отсутствие Р и мягкого Р’ пока также является нормой. Могут смешиваться пары согласных Л – Р, Л – Л’, С – Ш, З – Ж, С’ – Щ.
Предложения в разговорной речи состоят из 3-4 слов. Ребенок успешно составляет короткий описательный рассказ по одной картинке. Рассказывая историю из жизни, часто заменяет все существительные, обозначающие действующих лиц, местоимениями «он», «она». От этого страдает понимание смысла рассказа слушателем. При пересказе сюжета может нарушать последовательность событий. Хорошо запоминает короткие детские стишки.
В 5 лет речь в норме внятная, чистая, с редкими единичными нарушениями звукопроизношения. Возможны пропуски или перестановки звуков и слогов в длинных, сложных, незнакомых словах («эскаватор» вместо «экскаватор», «пастарпист» вместо «паспортист»). Если ребенку указать на ошибку и проговорить слово правильно, то он быстро исправляется. Активный словарь обогащается числительными (от 1 до 10), собирательными существительными (обувь, фрукты), сложными предлогами (из-за, из-под). Из-за большого прироста становится сложнее оценить объем словаря, он примерно равен 2500-3000 слов. Могут наблюдаться ошибки согласования существительных и числительных («пять дерева»). При условии, что с ним занимались ранее, ребенок на слух определяет наличие/отсутствие звука в слове, место звука в слове (начало, середина, конец). Умеет составлять рассказ по серии картинок (до 5 штук). Знакомые рассказы и сказки пересказывает близко к сюжету.
В 6 лет звукопроизношение у ребенка полностью сформировано. Усвоены грамматические нормы. Речь связная, развернутая, активный словарь вырастает до 3500-4000 слов. Скорость и объем наполнения словаря зависят от речевой среды, в которой растет и развивается дошкольник. Ребенок способен мысленно оперировать отвлеченными понятиями, не связывая их со своими действиями в данный момент. В этом возрасте у дошкольника появляется внутренняя речь, которая начинает регулировать его действия.
К 7 годам ребенок усваивает литературный язык, правила образования и изменения слов, увеличивает словарный запас до 5000 слов и более. Семилетний ребенок хорошо произносит все звуки и четко проговаривает слова; правильно ставит ударение; при необходимости меняет темп, громкость, интонацию высказывания. Может испытывать трудности при употреблении несклоняемых существительных («в теплом пальте»). Владеет навыками последовательного пересказа, составления описательного рассказа. Умеет сочинять короткие истории, не имея наглядной опоры. Успешно обучается чтению и письму.