Физическое развитие дошкольника (от трех лет до семи лет)
Физическое развитие дошкольника (от трех лет до семи лет)
Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка происходит постепенно, на протяжении всего детства. Физические упражнения знакомят ребенка с закономерностями движения объектов, собственного тела и его частей. Необходимо, чтобы ребенок своевременно усваивал разные виды движений. Задержка и ускорение физического развития неблагоприятно влияют на благополучие ребенка, состояние его здоровья и ума.
Накопление и обогащение двигательного опыта ребенка происходит постепенно, на протяжении всего детства. Физические упражнения знакомят ребенка с закономерностями движения объектов, собственного тела и его частей. Необходимо, чтобы ребенок своевременно усваивал разные виды движений. Задержка и ускорение физического развития неблагоприятно влияют на благополучие ребенка, состояние его здоровья и ума.
Основными направлениями физического воспитания ребенка дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) являются: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.
Средства физического воспитания, которые можно использовать в домашних условиях, включают в себя гигиенические факторы (режим, питание, общественная и личная гигиена), оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода) и собственно физические упражнения по возрасту.
В норме ребенок к 4 годам научается вырезать ножницами из бумаги любые фигуры, нанизывать бусины на нить, шнуровать шнуровки, выполнять последовательность движений. Осваивает простые упражнения из гимнастики и детской йоги. Ездит на трехколесном велосипеде, передвигается на лыжах по открытой местности и хорошо проторенной лыжне, способен обучиться катанию на коньках.
В 5 лет он завязывает и развязывает узлы, складывает простые фигурки из бумаги (оригами). Учится удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений. Ребенок способен ловить объект или уворачиваться от него (в играх по типу «броски мяча», «вышибалы», «догонялки»). Передвигается на лыжах по слабо пересеченной местности. Возможны обучение спортивному плаванию, занятия художественной и спортивной гимнастикой, посещение танцевальных кружков.
После 6 лет ребенку доступны большинство навыков мелкой моторики, заплетание косичек, вышивание крупной иглой, игра на клавишных инструментах. Движения дошкольника становятся более точными, улучшается гибкость и выносливость тела:
* прыгает в длину и высоту с разбега, прыгает со скакалкой
* осваивает лазание по канату и веревочной лестнице
* способен метать предмет на дальность и в цель
* уверенно плавает (если обучался ранее)
* катается на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах
*может заниматься некоторыми командными видами спорта и контактными единоборствами.
Период с 3 до 7 лет очень длительный, на всем его протяжении у ребенка продолжают развиваться все группы мышц, улучшается координация движений и глазомер. Однако, взрослым следует понимать, что дошкольники еще испытывают проблемы с точными движениями рук, особенно кистей (игра на музыкальном инструменте, удары ракеткой в настольном теннисе), с воспроизведением заданных усилий (ударить по груше с определенной силой), с повторением программы действий (танцевальные шаги), с длительным удержанием статической позы (стойки в йоге).
Поскольку развитие мышц не завершено, они чаще недостаточно сильны, то ребенок даже к семи годам часто сутулится, сводит плечи. Искаженное положение тела, долгое стояние и сидение в одной позе, мебель не по росту, неправильный матрас неблагоприятно влияют на формирование позвоночника и суставов, и приводят к нарушению осанки. А это является одной из причин развития плоскостопия.
Неправильное освещение рабочего места ребенка, длительное нахождение перед компьютером или телевизором, падающие на глаза пряди волос, мелкий шрифт и некачественная бумага в детских книгах ухудшают остроту зрения.
Родителям нужно быть внимательными, чтобы организовать быт дошкольника и не допустить появления у него проблем со здоровьем.