Художественно-эстетическое развитие ребенка в возрасте от трех лет до семи лет
Художественно-эстетическое развитие ребенка в возрасте от трех лет до семи лет
Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста требует большого внимания взрослых. Важно познакомить дошкольника со всем многообразием творческих активностей.
Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста требует большого внимания взрослых. Важно познакомить дошкольника со всем многообразием творческих активностей.
У ребенка 3 лет интерес к продуктивной художественной деятельности, моделированию и конструированию еще недостаточно устойчив. Рисунки обычно не имеют композиции, хаотичны, не богаты на детали, штриховка выходит за контуры рисунка, взрослым не всегда понятен изображенный объект или сюжет. Первые аппликации имеют неровную форму и контуры, недочеты, избыточное количество клея. Конструирование по образцу получается хорошо, по собственному замыслу – почти отсутствует. Следует обучать ребенка технике рисования карандашом, правилам обращения с ножницами и клеем.
После 4 лет в рисунках появляются детали, украшательства, особенно цветом. Замысел явно виден, но может изменяться по ходу рисования. Ребенок начинает рисовать кистью, смешивает краски. Вырезает простые фигуры из бумаги. Появляется интерес к лепке и конструированию по заранее выбранному сюжету. Взрослым нужно показать малышу, как набирать краску кистью, промывать ее ворс, смешивать краски на палитре; научить его технике работы с ножницами и движениям рук и пальцев при работе с пластичными массами.
В 5-6 лет совершенствуется техника рисования карандашом и кистью. Ребенок хорошо вырезает ножницами различные фигуры, составляет из них сложные аппликации. Создает поделки из бросового и природного материалов, затем часто играет с ними. Важно предлагать ребенку разнообразные материалы для творчества и следить за соблюдением техники рисования и моделирования.
К 7 годам ребенок в рисунках правильно передает композицию, формы и пропорции объектов. Может нарисовать иллюстрацию к литературному или музыкальному произведению. Лепит и конструирует с натуры, по фотографии, по мысленному представлению. Взрослым следует познакомить дошкольника с народными художественными промыслами (ремеслами): создание игрушек из разных материалов (глина, дерево, ткань, солома, мех); вышивка, вязание, ткачество, набойка, кружевоплетение, ковроделие; литье, чеканка, скань; гончарное мастерство, керамика; роспись, лубок; резьба по дереву.
Музыкально-художественная деятельность дошкольника разительно отличается от таковой в раннем возрасте.
В 3 года малыш чувствует общий характер музыкального произведения, подпевает хорошо знакомым песням, самостоятельно танцует. Взрослым с этого момента нужно следить за охраной певческого голоса, не допускать чрезмерно громкого пения, крика, визга.
К 4 годам ребенок может указать на музыкальные акценты, в которых проявляется новая характеристика или эмоция (громкий проигрыш в середине тихой мелодии, смена плавного напева энергичной музыкой). Он узнает по коротким отрывкам знакомые мелодии и песни. Осваивает хоровое пение, которое пока звучит неслаженно. Детские движения в танце становятся более согласованными с музыкой. Важно поощрять творческую активность ребенка в игре на детских музыкальных инструментах, в песенных и танцевальных импровизациях.
После 5 лет ребенок определяет на слух звучание знакомых музыкальных инструментов (пианино, гитара, баян, барабаны, скрипка). Лучше управляет своим голосом, совершенствует певческие навыки (соло и в группе). Необходимо предлагать ребенку разнообразный музыкальный материал, знакомить с понятиями высоты звука, ритма, темпа, динамики, характера мелодии.
В 6-7 лет ребенок может самостоятельно, без наводящих вопросов, описать мелодию. У него появляются музыкальные предпочтения. В танце легко подстраивается под музыку, передает ее общее настроение или образ лирического героя, свободно импровизирует. Играет на ударных, некоторых клавишных, духовых и струнных музыкальных инструментах. Дошкольника следует знакомить с классической академической музыкой, музыкальным фольклором разных народов, духовной музыкой (как в рамках религиозного, так и светского воспитания), отечественными и зарубежными композиторами и исполнителями, театральными музыкальными постановками. Большинство детей в этом возрасте готовы к поступлению в музыкальную школу, хор, танцевальный коллектив.