О развитии ребенка в период от рождения до года
О развитии ребенка в период от рождения до года
Радость появления младенца в семье идет рука об руку с тревогой за его будущее. Родители озабочены тем, как своевременно дать своему ребенку все нужное и все лучшее. Малыш растет так быстро! В круговерти бытовых вопросов легко упустить время для развития какого-то навыка, не заметить трудности в игре, отмахнуться от детских запинок в речи. И так сложно наверстывать упущенное, особенно если не имеешь опыта воспитания детей, не знаешь закономерностей детского развития, не понимаешь границы между нормой и отставанием от нее.
Радость появления младенца в семье идет рука об руку с тревогой за его будущее. Родители озабочены тем, как своевременно дать своему ребенку все нужное и все лучшее. Малыш растет так быстро! В круговерти бытовых вопросов легко упустить время для развития какого-то навыка, не заметить трудности в игре, отмахнуться от детских запинок в речи. И так сложно наверстывать упущенное, особенно если не имеешь опыта воспитания детей, не знаешь закономерностей детского развития, не понимаешь границы между нормой и отставанием от нее.
Мы предлагаем читателям поэтапно изучить основные периоды развития ребенка, становления его умений и навыков. И начнем с первого года жизни.
Всего 12 месяцев, но какой скачок в развитии! По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за первый год рост ребенка в среднем увеличивается в полтора раза (от 49 до 75 см), а вес – почти в три раза (от 3200 до 9200 г). И это только внешние показатели. Вспомним другие изменения: улыбка и контакты с окружающими, интерес к себе и к миру, эмоции и речь, первое слово и первые шаги. Чем больше своего внимания и совместно проведенного времени родители дадут малышу в первые месяцы, тем больше уверенности в том, что их ребенок будет развиваться в нормальном темпе.
Для младенца на первом году жизни важны следующие активности и виды деятельности:
• непосредственное эмоциональное общение со взрослым, который чаще других заботится о ребенке;
• манипулирование предметами и познавательно-исследовательские действия (захват, ощупывание, осматривание, перемещение, проба «на зуб»);
• восприятие (слушание) речи взрослого, музыки, детских песен и стихов;
• двигательная активность и тактильно-двигательные игры (свободное движение, игры в воде, гимнастика, массаж, пальчиковые игры).
Для таких занятий не нужны созданные по строгим правилам условия, уникальное оборудование или дорогие игровые наборы. Помните, что только для взрослых домашняя обстановка привычна, посуда знакома, картина на стене изучена до мелочей. Для младенца эти объекты в новинку, он не только видит их впервые, но и пока не способен запомнить надолго и будет радоваться любому открытию. Достаточно раз в неделю добавлять новую игрушку или бытовой предмет к тем, с которыми ребенок взаимодействует каждый день. Можно спрятать часть игрушек на некоторое время, незначительно поменять обстановку. Следует знакомить малыша не только с его личными одеждой и игрушками, но и с каждым предметом в комнате.
Повседневное общение с малышом с самых первых дней его жизни, ласковые прикосновения, контакт «глаза в глаза», стимулирование его реакций не требуют от родителей особых навыков, но закладывают основу для развития всех психических функций ребенка: восприятия, воображения, мышления, памяти, речи. А детская гимнастика, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, легкий массаж укрепят здоровье ребенка и обеспечат развитие его физических способностей.