О возрастном кризисе семи лет, завершающем дошкольный период
О возрастном кризисе семи лет, завершающем дошкольный период
Конец дошкольного возраста ознаменован наступлением очередного кризиса психического развития. Кризис 7 лет случается не строго в день семилетия ребенка, а может наступить на полгода раньше или позже. Проявления кризиса могут быть разными по глубине и продолжительности у разных детей, но наблюдаются у каждого ребенка.
Конец дошкольного возраста ознаменован наступлением очередного кризиса психического развития. Кризис 7 лет случается не строго в день семилетия ребенка, а может наступить на полгода раньше или позже. Проявления кризиса могут быть разными по глубине и продолжительности у разных детей, но наблюдаются у каждого ребенка.
Кризис семи лет ведет за собой изменения внутреннего мира малыша, его убеждений и мотивов поступков, интересов и привязанностей, отношения к окружающим людям и среде. Это обновление сопровождается капризами, истериками, непослушанием, демонстративным поведением, отказом от игрушек и детских игр. Внутренние переживания ведут к тому, что ребенок активно проявляет инициативу, становится более серьезным, теряет детскую непосредственность, и в то же время может излишне манерничать и кривляться, скрывая свои истинные эмоции. Впервые происходит соотнесение общественных правил и социальных норм с внутренними потребностями дошкольника. Он ищет важный для себя смысл этих правил и норм, начинает выстраивать собственную систему ценностей. Больше ориентируется на социальную оценку своих поступков и действий, болезненно переносит критику, может испытывать острое чувство вины. Часто замыкается в себе, с трудом делится своими переживаниями.
Взрослые могут ощущать, что они теряют свой авторитет в глазах ребенка и упускают контроль над ситуацией. На самом деле им следует на собственном примере показать ребенку, что можно продуктивно справляться со своими эмоциями. Важно поддерживать его, проявлять свою любовь, поощрять хорошее поведение и поступки, интересоваться его чувствами и делиться своими, давать советы и просить их у него. Можно вместе с ребенком выбрать для него дополнительные занятия (музыка, спорт, коллекционирование, ручной труд, кружки и секции), предоставляя ему таким образом большую самостоятельность, демонстрируя, что вы доверяете ему, действуете в его интересах.
Также к семи годам рекомендуется проверить с помощью специалистов (педиатра, педагога, психолога, логопеда) физиологическую, интеллектуальную и психологическую готовность ребенка к школьному обучению. Поступление в первый класс само по себе является стрессовым событием, к которому добавляется проживание возрастного кризиса. Для неподготовленного ребенка и незрелой детской психики это может стать серьезным испытанием, успешное прохождение которого возможно при понимании и поддержке со стороны близких взрослых.
По окончанию кризисного периода ребенок приобретает навыки самооценки и самоконтроля, способность управлять своими эмоциями и поведением, становится готовым к деловому общению со взрослым и обучению в школе.