Познавательное развитие ребенка в период от года до трех лет
Познавательное развитие ребенка в период от года до трех лет
Восприятие, внимание, ощущение, память, мышление и воображение ребенка после года развиваются стремительно. Появление у ребенка активной речи расширяет совокупность приемов его познавательного развития. Взрослому следует не только сопровождать занятия с малышом проговариванием, но и стимулировать речевую реакцию: повторение ребенком слова или фразы, его ответ на вопрос взрослого.
Восприятие, внимание, ощущение, память, мышление и воображение ребенка после года развиваются стремительно. Появление у ребенка активной речи расширяет совокупность приемов его познавательного развития. Взрослому следует не только сопровождать занятия с малышом проговариванием, но и стимулировать речевую реакцию: повторение ребенком слова или фразы, его ответ на вопрос взрослого.
Кроме того, очень важно подкреплять верно произнесенные слова или выполненные действия ребенка своей похвалой, улыбкой, выражением радости. Малыш будет стараться получить положительную оценку от взрослого, а через это будет стремиться к правильному произношению или действию, к успешному достижению цели в дальнейшем.
На втором году жизни у ребенка улучшается способность к концентрации внимания на объекте или задаче. В 2 года он может заниматься, не отвлекаясь, 2 минуты, к 3 годам – 7-8 минут. Возможности малыша позволяют составить примерный и достаточно гибкий план занятий с ним, что может быть важно для занятых родителей.
После 1 года и 3 месяцев ребенок с интересом рассматривает крупные реалистичные картинки со знакомыми предметами на светлом фоне (один предмет – одна картинка). Можно показывать реальный предмет и соответствующую ему картинку, поясняя ребенку, что именно этот предмет изображен на рисунке. Картинки повторно предлагаются для рассматривания несколько дней подряд или с перерывами.
Если с ребенком занимались подобным образом, то в 1 год и 6 месяцев он:
* узнает знакомые предметы на сюжетных картинках и иллюстрациях в знакомых книгах;
* может найти названный взрослым реальный предмет из трех-четырех внешне похожих (мячик, яблоко, большое колесо от машинки) или все названные предметы среди массы других (все кубики на полке с игрушками);
* различает предметы по величине (по просьбе укажет на больший или меньший из двух предметов).
В 2 года с малышом начинают играть в «Лото», выкладывая перед ним карточку с изображением предмета, а затем предлагая ему найти на игровом поле такой же рисунок, как на карточке.
Ребенок не просто воспринимает свойства объекта, но и определяет знакомые свойства, классифицирует предметы по ним, накапливает чувственную базу данных. Для сравнения свойств и качеств объекта у малыша, примерно, в 2 года 6 месяцев должны быть сформированы сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств и предметов:
• цвет: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый;
• форма: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник;
• звуки: детские музыкальные инструменты, классические и фольклорные музыкальные произведения для детей, звуки голоса;
• вкус: сладкое, соленое, кислое, горькое (учитывая возможность возникновения аллергической реакции);
• запах: различные характерные запахи (еды, цветов и т. п., учитывая возможность возникновения аллергической реакции).
Демонстрировать и называть эти свойства должен взрослый, повторяя их по несколько раз. Изучать с малышом цвета и формы можно как по реальным объектам, так и по картинкам. Рекомендуется использовать лото, парные картинки, вкладыши, сортеры.
К трем годам, развивая пространственное восприятие, следует обучить ребенка частям тела на его собственном примере и на примере взрослого или куклы. Также нужно объяснить понятия «далеко – близко», «вверху – внизу», «спереди – сзади – сбоку».
На втором году жизни ребенок переходит от рассматривания и простых манипуляций с предметами к действиям с ними, согласно их функционалу и назначению. Не просто стучит ложкой по столу, а пытается зачерпнуть кашу или покормить куклу, не трясет книгой и мнет страницы, а листает и «читает». Двухгодовалый малыш при виде нового предмета внимательно изучает действия взрослого с предметом и подражает им. К трем годам ребенок больше подражает взрослому своего пола, особенно одному из родителей, предпочитая чаще повторять именно за мамой или за папой.
В жизнь двухлетки приходит воображение. Он не только использует предметы непосредственно по назначению (строит башню из кубиков), но и наделяет их символическими функциями (имитирует откусывание деревянного брусочка, потому что брусочек в данный момент играет роль булки хлеба). Игровое замещение распространяется и на объекты, которые не имеют четкого функционала (палочка может в игре заменять ложку или градусник). Если ребенок сам не пользуется предметами-заместителями к концу второго года, нужно показать ему пример.
Память ребенка непроизвольная, он не ставит перед собой цели специально запомнить что-либо. Запоминание слов, действий, ощущений, эмоций происходит благодаря многократному их повторению и проживанию самим малышом. Ребенок в раннем возрасте лучше запомнит то, что сделал сам, чем то, что сделал или сказал взрослый.
Мышление до трех лет преимущественно наглядно-действенное. То есть ребенок решает какую-то задачу или проблему не мысленно, а на практике, совершая действия с предметами. Если ему нужно достать машинку с относительно высокой полки, он не выбирает заранее идеальное решение и не составляет в уме план действий. Он перебирает варианты в реальности, пытается дотянуться, допрыгнуть, приносит диванную подушку или табуреточку.
Занятия с малышом в возрасте до трех лет развивают его речь, интеллект, эмоциональную сферу и обеспечивают познавательную активность в дошкольном периоде (от 3 до 7 лет).