Познавательное развитие ребенка в период от рождения до года
Познавательное развитие ребенка в период от рождения до года
Познавательная деятельность многим представляется исключительно как процесс получения образования, листание учебника, заучивание правил. Из-за этого поверхностного представления кажется, что ребенок способен познать что-либо (обучиться чему-либо) годам к трем, когда пойдет в детский сад, а то и позже.
Познавательная деятельность многим представляется исключительно как процесс получения образования, листание учебника, заучивание правил. Из-за этого поверхностного представления кажется, что ребенок способен познать что-либо (обучиться чему-либо) годам к трем, когда пойдет в детский сад, а то и позже.
Но познавательная сфера личности более сложная структура, которая включает в себя:
• внимание,
• ощущение,
• восприятие,
• память,
• мышление,
• воображение.
В этих процессах реализуется познавательная деятельность – происходит знакомство ребенка с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром предметов и явлений, формируется его сознание.
Так как же родители младенца до года могут поспособствовать его познавательному развитию?
Даже если с ребенком не занимаются целенаправленно, сама природа запускает его познавательную активность, которая проявляется в возникновении ориентировочных реакций. Замечено, что ребенок уже в первый месяц жизни затихает и прислушивается в ответ на голос взрослого. Он реагирует, ориентируется на источник звука, разыскивает его и концентрирует на нем свое внимание. Внимание здесь – проявление интереса к предмету, желание познать его, изучить, взаимодействовать с ним. Первым объектом направленного внимания становится взрослый, затем игрушки и прочее. Сначала родители приближают к ребенку свое лицо, ловят взгляд малыша, позволяют потрогать себя. Затем начинают демонстрировать погремушки, игрушки, вкладывать их в ручку младенца. К 3 месяцам ребенок будет сам тянуться к предмету и хватать его. Новый, давно забытый или редко используемый предмет больше привлекает внимание малыша. Поэтому родителям важно менять окружающую ребенка обстановку, знакомить с пространством дома и улицы, новыми объектами и людьми. Это не сложно и не затратно, ведь для годовалого малыша весь мир неизведан. Но важно следить за безопасностью ребенка, ограждая его от мелких, острых, токсичных, травмирующих вещей.
Ощущение, то есть способность чувствовать, доступно человеку еще до рождения. Находясь в утробе матери малыш уже может ощущать тепло, слышать звуки. Новорожденный способен испытывать все пять основных видов ощущений: вкусовые, тактильные, обонятельные, зрительные, слуховые. Они еще не совершенны и развиваются по мере взросления. Задача родителей уже на первом году жизни ребенка обеспечить ему богатую сенсорную (воспринимаемую органами чувств) среду и специально познакомить его с ней, помочь испытать богатство ощущений, которые эта среда может дать. Различение вкуса формируется благодаря грудному молоку, молочной смеси, прикорму. Тактильные ощущения дает разная одежда, флисовая кукла, ватный шарик, шероховатый игровой коврик, деревянный конструктор, гладкий линолеум, мокрое полотенце. Запахи родного дома, аромат детской косметики, морозный воздух улицы тренируют обоняние. Погремушки, неваляшки, детские музыкальные инструменты, шуршащая бумага, капель за окном, мурлыканье кота, мамина колыбельная и папин низкий голос развивают слух.
С ощущением тесно связано восприятие, которое представляет собой сложный механизм не просто «чувствования» (осязания, обоняния) предмета, но и его различения, сравнения с «прочувствованными» ранее, отнесения к какой-либо категории, опознавания. Ребенок воспринимает цвет, форму, величину предмета, расстояние до него, издаваемые им звуки. Важно предлагать ребенку качественно разные игрушки и предметы, чтобы он чувствовал различия между ними (большой, средний и маленький мячики; синяя, красная и белая тарелки).
Мышление ребенка в первый год жизни, как и остальные психические функции, только начинает развиваться. И на первой стадии своего развития оно основывается на действиях с предметами. Говорят, что маленький ребенок «думает руками». Такой вид мышления называется «наглядно-действенное» – познание с помощью манипулирования предметами. Ребенок познает предмет через действие с ним (ощупывание, рассматривание, покусывание, верчение в руках, перемещение) и активацию свойств предмета (открывание, включение, катание, извлечение звуков). Таким образом, ведущая деятельность в этом возрасте – предметно-манипулятивная и родителям следует всячески ее стимулировать и поощрять.
У ребенка до года отсутствует воображение в силу несовершенства механизмов мышления, речи и памяти. Память младенца сложна для изучения, трудно определить глубину запоминания им событий. У такого маленького человека нет цели сохранить сцены из прошлого, поскольку прошлого как такового тоже пока нет. Зато активно развиваются рефлексы, запоминание движений и действий, узнавание людей, предметов и ситуаций. С 2,5 месяцев наблюдается узнавание ребенком знакомых людей. Родители закрепляют образ, называя взрослых: «Это мама!», «Кто пришел? Папа пришел!». С 8 месяцев обнаруживается способность удержания образа предмета в оперативной памяти непродолжительное время. Для тренировки детской памяти требуются многократные (до нескольких десятков раз) повторы слов, жестов, действий. Повторения лежат в основе приучения ребенка к режиму дня, к этапам гигиенических процедур, к очередности надевания одежды.