Познавательное развитие ребенка в период от трех до семи лет
Познавательное развитие ребенка в период от трех до семи лет
В познавательной сфере ребенка с 3 до 7 лет происходят значительные изменения.
Восприятие в дошкольном возрасте становится полностью осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Обогащается спектр ощущений, они лучше различаются по силе воздействия. Органы чувств по строению и функционалу приближаются к характеристикам взрослого человека.
В познавательной сфере ребенка с 3 до 7 лет происходят значительные изменения.
Восприятие в дошкольном возрасте становится полностью осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Обогащается спектр ощущений, они лучше различаются по силе воздействия. Органы чувств по строению и функционалу приближаются к характеристикам взрослого человека. Кроме того, после 3 лет становятся особенно заметны нарушения слуха и зрения ребенка, не диагностированные в раннем возрасте.
К 4 годам ребенок знает свой пол, схему частей тела и лица человека. Понимает связь между своим телом и его отражением в зеркале, а также между своим телом и его тенью. Время суток, времена года определяются в привязке к действиям или событиям (утром мы просыпаемся; Новый год празднуем после того, как выпал снег и дома поставили елку).
В 5 лет усложняются представления о цвете (яркость, контрастность), о линии и форме (кривые, прямые, соотношения сторон многоугольников). Приходит понимание градации времени (скоро, через час, в прошлом году) и необратимости времени.
После 6 лет ребенок способен изменить точку отсчета и восприятия пространства, называя, например, что находится справа не только от него самого, но и от куклы, шкафа, дома. Может научиться определять время по часам с циферблатом.
Внимание после 3 лет еще непроизвольно, но уже довольно устойчиво, особенно в увлекательном для малыша занятии или по отношению к интересной именно ему игрушке.
В 4 года внимание ребенка хорошо направляется словесным указанием взрослого. Именно управляемое внимание обеспечивает успешность развивающих занятий в этом возрасте.
В 5 лет появляется важный элемент произвольного внимания ¬– действие по правилу. Ребенок также способен дать самому себе инструкцию к действию.
После 6 лет ребенок заметно меньше отвлекается и может во время занятий осознанно исключать из области своего внимания неяркие внешние раздражители (запах приготавливаемой пищи, при условии, что ребенок не голодный; шум дождя за окном).
Продолжает развиваться память. После 3 лет ребенок лучше запоминает эмоционально окрашенную информацию. Например, понравившиеся ему короткие стихи после многократных повторений, любимые поговорки членов семьи и веселые фразы из рекламных роликов.
Между 4 и 5 годами появляются детские воспоминания, начинает формироваться произвольная память. Запоминание и припоминание событий и фактов особенно успешно происходит в игре.
К 6 годам увеличивается объем памяти, ребенок может запомнить 5-6 предметов или картинок из 10-15. Он уже умеет прилагать усилия для запоминания информации и сосредотачиваться на этом процессе.
Мышление дошкольника развивается от наглядно-образного в возрасте 3-6 лет (воспроизведение в уме образа предмета и его характеристик, представление ситуации и ее изменения) к словесно-логическому в 6-7 лет (оперирование в уме не конкретными образами, а абстрактными понятиями).
На 4 году жизни малыш группирует предметы и карточки с их изображением по классам: игрушки, продукты питания, одежда, мебель, посуда, животные.
После 5 лет появляется способность оперировать отвлеченными понятиями (живое – неживое, добро – зло, смелость – трусость), использовать в речи оценочные понятия (вежливый, честный).
В 6 лет дошкольник способен устанавливать связи, обобщать, выстраивать логические цепочки, предугадывать результат своих и чужих действий. Классифицирует предметы и явления по скрытым свойствам (располагает виды транспорта по возрастанию их максимальной скорости: велосипед, автобус, самолет). Может решать задачи с опорой на наглядные средства (схема, таблица, последовательность действий в виде пиктограмм, план комнаты).
Воображение помогает дошкольнику проявлять творческую активность (придумывать образы и сюжеты), участвовать в сюжетно-ролевой игре («дочки-матери», «на приеме у доктора», «я – водитель автобуса» и пр.) и закладывает основу для школьного обучения, где многие факты не представлены наглядно и требуют построения в уме.
Для воображения в 3-4 года характерно опредмечивание, то есть построение воображаемого образа на основе конкретного предмета (если пририсовать к кругу черточки, то получится солнышко; если набросить плед на два стула, то получится пещера).
К 5 годам ребенок продумывает основные детали образа, представляет общее направление сюжета, может играть роль персонажа не своего пола («сначала я нарисую машину, потом гараж и дорогу», «я буду папой, ты – мамой и мы поедем в магазин»). Ребенок начинает активно фантазировать и одновременно с этим у него появляются страхи (темноты, чудовища под кроватью и т. п.).
После 6 лет дошкольник мечтает, строит планы. Сочиняет развернутые истории на свободные или заданные темы. Изобретает, находит оригинальные решения задач. Легко меняет роль в сюжетно-ролевой игре или может играть одновременно несколько ролей.