Социально-коммуникативное развитие малыша от года до трех лет
Социально-коммуникативное развитие малыша от года до трех лет
Основными задачами развития социальной коммуникации у ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет являются продолжение развития его общения со взрослыми и развитие общения со сверстниками.
Основными задачами развития социальной коммуникации у ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет являются продолжение развития его общения со взрослыми и развитие общения со сверстниками.
Общение со взрослыми в этом возрасте удовлетворяет потребность ребенка в социальном взаимодействии, в эмоционально окрашенном контакте, в речевой и познавательной активности.
Очень важно озвучивать ребенку не только объекты окружающего мира, но и явления беспредметной, чувственной сферы, называть свои и его эмоции и состояния. Проговаривание того, что чувствует ребенок (радость, грусть, испуг, боль, сонливость, стеснительность, любопытство, желание обладать предметом, нежелание делиться игрушкой) и называние чувств родителей развивает его эмоциональный интеллект.
В период с года до трех лет очень меняется характер и содержание общения малыша со сверстниками.
В год ребенок воспринимает других детей как объект исследований или живую игрушку, проявляет интерес, трогает. После 1 года и 6 месяцев появляются первые попытки взаимодействия в предметной деятельности, интерес к игрушкам другого. Иногда малыш негативно настроен по отношению к другому ребенку и его присутствию. Чаще дети могут просто находиться рядом, например, в манеже или на игровом коврике и заниматься каждый своими делами.
К двум годам возникает взаимный интерес и обмен активностями (рассматривание, контакт «глаза в глаза», прикосновения). Особенно активно дети общаются в отсутствие игрушек, на прогулке. Они пытаются заинтересовать и привлечь внимание другого, гримасничают, бегают друг за другом, возбужденно кричат/визжат/смеются, могут подражать сверстнику или вызывать его подражание себе. Ребенок больше демонстрирует себя, чем изучает ровесника.
Взрослым в этом случае следует быть как бы «над» детьми, обеспечивать их безопасность, участвовать в разрешении конфликтов. Нужно обучать детей доброжелательным партнерским отношениям и показывать пример правильной коммуникации: обращать их внимание друг на друга, называть детей по имени, предлагать поздороваться друг с другом и поиграть. Также взрослому следует при проявлении чрезмерных детских эмоций и перевозбуждении успокоить детей и предложить другую игру или тихое занятие.
На третьем году жизни дети становятся заинтересованы в непосредственном взаимодействии со сверстниками. Они начинают общаться, играть вместе в игрушки и сюжетно-ролевые игры, могут обмениваться игрушками. Также дети способны считывать эмоции другого, могут пожалеть друга, когда ему больно или обидно, поделиться сладостями. У ребенка проявляются эмоциональные предпочтения в отношении других детей, он может выбрать себе «лучшего друга».