Социально-коммуникативное развитие малыша от рождения до года
Социально-коммуникативное развитие малыша от рождения до года
Поскольку основным (чаще – единственным) социумом, то есть общественной группой, для ребенка от рождения до года является семья, то и коммуникация, то есть общение, для него реализуется в семье.
Поскольку основным (чаще – единственным) социумом, то есть общественной группой, для ребенка от рождения до года является семья, то и коммуникация, то есть общение, для него реализуется в семье.
Непосредственное эмоционально-личностное общение по типу «взрослый – ребенок» является основной формой взаимодействия младенца в возрасте до 6 месяцев с миром. Родителям и другим близким взрослым следует удовлетворять потребность ребенка в общении с самых первых дней. Обычно это происходит непроизвольно, по велению сердца, когда взрослые наклоняются над кроваткой, улыбаются малышу, берут на руки, гладят, разговаривают. Если же родители не чувствуют в себе желания «бесцельно» говорить с ребенком и ограничиваются кормлением, пеленанием и прочими процедурами, то рекомендуется озвучивать свои действия во время таких процедур, рассказывать о своих чувствах, о планах на день. Постепенно малыш начнет откликаться, ловя взгляд взрослого и улыбаться, а родители почувствуют его реакцию, и спонтанное общение наладится.
Именно в общении создаются условия для положительного восприятия ребенком себя самого: он чувствует любовь близких, к нему обращаются по имени или ласковому семейному прозвищу, его утешают во время плача, ограждают от неприятных ощущений (устраняют болевое воздействие и другие физические неудобства, излечивают от заболеваний).
Обращенная к малышу речь, проигрывание диалога, в котором родитель говорит и за себя, и за ребенка, детские стишки, прибаутки, колыбельные – все это способствует не только обогащению детского словаря и развитию детской речи, но и обеспечивает эмоциональную связь со взрослым.
Родители, чаще матери, быстро учатся считывать эмоции ребенка, который еще не владеет речью, по его плачу и поведению. Важно называть эти эмоции, озвучивать состояние малыша, проговаривать способ избавления от негативных эмоций. Это станет хорошим заделом на будущее, поскольку поможет ребенку по мере взросления осознавать свои эмоции, различать и проживать их.
После 6-7 месяцев ребенок переходит от исключительно эмоционального общения к предметному, ситуативно-деловому общению. Он не просто улыбается взрослому и стремится к нему на руки, а перебирает его волосы, крутит пуговицы на его одежде, тянется к предметам, которые находятся в их общем поле зрения. Совместные игры, демонстрация родителем предметов и действий с ними закладывают основы деятельности по образцу, сотрудничества, командного взаимодействия. Чередование активных действий (движений) ребенка и взрослого обучает навыкам ведения диалога, соблюдения очередности и следования правилам игры в дальнейшем.
Таким образом активное эмоциональное общение с ребенком на протяжении первого года жизни создает базу для развития его коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками, предпосылки для игровой, творческой, продуктивной деятельности и формирует самосознание.