Социально-коммуникативное развитие ребенка в возрасте от трех лет до семи лет
Социально-коммуникативное развитие ребенка в возрасте от трех лет до семи лет
У дошкольников продолжают развиваться навыки общения со взрослыми и сверстниками, формируется готовность сотрудничать с другими детьми, усваиваются морально-нравственные ценности и нормы поведения.
У дошкольников продолжают развиваться навыки общения со взрослыми и сверстниками, формируется готовность сотрудничать с другими детьми, усваиваются морально-нравственные ценности и нормы поведения.
Для ребенка в возрасте 3-4 лет близкие взрослые выполняют множество социально-коммуникативных ролей: пример для подражания, инструктор по новым видам деятельности, партнер в игре и других активностях, источник информации. К 5 годам взрослый начинает интересовать ребенка в качестве собеседника на любые темы, причем это касается не только родителей, но и знакомых семьи, соседей, педагогов. После 6 лет близкий взрослый становится для дошкольника источником эмоциональной поддержки в разговоре по душам.
Ровесники интересуют ребенка старше 4 лет в качестве партнеров по сюжетно-ролевой игре. Часто для этого выбирается кто-то один – «лучший друг». К 5-6 годам формируется группа из двух-трех детей, с которыми предпочитает общаться ребенок. Для дошкольника 6-7 лет сверстник становится не только напарником в игре, спорте или другой деятельности, но и собеседником.
Задача взрослых, в рамках формирования детских навыков социального взаимодействия, – объяснить ребенку правила поведения в обществе, посещения общественных мест (транспорт, магазин, театр, кафе и т. д.), взаимодействия с людьми разного возраста и пола, безопасного общения со знакомыми и незнакомыми людьми, ведения диалога, общения в группе. Все правила и нормы рекомендуется объяснять и отрабатывать как в игре, так и в обычной жизни.
Помимо формирования навыков непосредственного общения, игрового и делового сотрудничества, социально-коммуникативное развитие дошкольника направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
На протяжении всего дошкольного периода родителям и близким взрослым следует:
• объяснять ребенку ценность человеческой жизни и здоровья;
• закреплять навыки безопасного для него и окружающих поведения в быту и в социуме;
• формировать у ребенка представления о добре и зле, дружелюбии, милосердии, уважении;
• развивать его социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание помочь попавшим в трудную ситуацию;
• знакомить с историями поступков реальных людей или вымышленных героев (в том числе сказочных), которые отстаивали свои и чужие права, защищали ценности жизни, семьи, свободы;
• объяснять ребенку важность гуманного отношения к животным, к природе и необходимость сбережения природных ресурсов;
• закреплять у него позитивное отношение к труду, творчеству, здоровому образу жизни;
• воспитывать у дошкольника любовь и уважение к своей семье и к коллективу;
• расширять представления ребенка о родном городе и стране, воспитывать патриотизм и уважение к культуре, обычаям, творческому наследию своего народа;
• способствовать появлению у него чувства гордости научными, производственными, спортивными достижениями соотечественников;
• формировать у ребенка понимание ценности других культур, традиций, религий и прививать чувство принадлежности к человечеству в целом.